Новости партнеров
ЖКХ / НОВОСТИ

Бедные люди: псковская коммунальная драма

28.01.2013 20:37|ПсковКомментариев: 82

Сегодня в зале заседаний администрации Пскова собрались «бедные люди» (цитата!). А точнее – представители трех сторон: властей Пскова (в очередной раз, почему-то, без сити-менеджера Игоря Чередниченко), ресурсоснабжающих предприятий («Горводоканала», «Теплосетей» etc.) и управляющих компаний города. Не хватало только «бедных» от четвертой незримо участвующей во всей этой истории стороны – «пользователей услуг ЖКХ». Сиречь – обычных псковичей. Тогда бы круг, тьфу, квадрат замкнулся. А так - в отсутствии потребителей - все, кто отвечает в Пскове за тепло, свет, воду и прочие коммунальные радости, обсуждали взаимные претензии и пытались понять, как достичь консенсуса и порядка в традиционно самой проблемной сфере российской жизни.

Это была очередная, плановая «встреча с управляющими компаниями» - спустя две недели после предыдущей, где власти угрозами и мольбами пытались заставить те самые УК нормально убирать снег во дворах.

Как объявил нынче глава города Иван Цецерский, руководителей ресурсоснабжающих компаний пригласили к диалогу по просьбе управляющих организаций, у которых после череды взысканий возникли ответные претензии. Претензии, оказалось, есть у всех сторон. Согласие у них отмечается только в одном – в общем отсутствии денег. Впрочем, как известно, у богатых и бедных денег нет по-разному… Оставалось разобраться, где (у кого), их все-таки взять, и что на это говорит Закон.

Открыл встречу глава города, который начал с ремарки, что давеча объехал несколько дворов и увидел: есть проблемы «организационные», для решения которых нужны усилия чиновников. Например, это касается вопросов межевания территорий. А закончил короткую вступительную речь Иван Цецерский замечательной фразой: «Необходимо продолжить наше стремление все больше и больше по наведению порядка. Жители предъявляют обоснованные претензии. И эти проблемы нам необходимо оперативно решать».

«На повестке дня»

Затем слово дали заместителю главы города Александру Копылову, который в Гордуме курирует сферу городского хозяйства. Он сообщил, что в пятницу прошло рабочее совещание с активом представителей управляющих компаний. На нем, якобы, «подчеркивалось, что не все недостатки могут быть устранены только силами самих компаний – необходимы изменения в правилах благоустройства, в программах капремонта и энергосбережения».

Первый камень преткновения – это давний и больной вопрос межевания территорий, без которого вообще юридически непонятно, кто чем владеет и кто за что должен отвечать. Александр Копылов сообщил, что проект «документа» по межеванию находится на рассмотрении в администрации Пскова и предложил привлечь к работе над ним представителей УК.

«Вопрос с ресурсоснабжающими организациями тоже на повестке дня. Деньги идут напрямик к ним, но управляющие компании становятся ответственными за неплатежи населения. Я лично не понимаю, почему они должна отвечать за долги населения, если они их не собирают», - продолжил замглавы Пскова.

Следующая проблема – экономически необоснованные тарифы. «Ситуация действительно парадоксальная. Новые дома с полным комплексом благоустройства имеют плату на капремонт в 1,5-2 раза выше, чем старый жилой фонд», - пояснил г-н Копылов, уточнив, что если брать «экономически обоснованную» плату с жильцов домов в старом жилом фонде, где живут в основном небогатые пенсионеры, которым ее попросту не потянуть, то и этот проблемный вопрос окажется «на повестке дня».

Из проблем помельче – детские игровые площадки, массово устанавливавшиеся в Пскове несколько последних лет. Ни на чей баланс они так и не переданы и за них, юридически, пока никто не отвечает: а значит не ремонтирует, и за возможные ЧП ответственности, в случае чего, не несет. «Мы просили администрацию разработать план мероприятий по передаче на баланс управляющих компаний этих площадок. В мае должны получить результат работы», - сообщил Александр Копылов.

Ну а напоследок было припасено главное. Работа общероссийского Фонда содействия реформированию ЖКХ продлена до 1 января 2016 года, а значит есть возможность получить очередные федеральные транши. Но теперь для этого у Фонда есть новые условия – к лету все многоквартирные псковские дома должны быть обеспечены общедомовыми приборами учета.

А с этим, как выяснилась, есть «закавыка» - в области «благодаря» разработке некоей экспертной организации приняты те самые «экономически необоснованные» тарифы, когда платить выгоднее по общему тарифу, без того самого злополучного прибора (ведь он учитывает все «потери», бремя оплаты которых равномерно распределяется между всеми жильцами пропорционально их жилплощади). Поэтому в тех домах, где такие приборы были установлены, сами жильцы их подчас выводили из строя.

Ответный удар

Затем очередь дошла до представителей управляющих компаний. Их позиция была обозначена в подготовленном за минувшие 2 недели письме, которое зачитал один из директоров.

«Во первых строках письма» отмечалось, что компании не собираются уклоняться от ответственности и всегда будут строго исполнять все положения заключенных с населением договоров: «Но есть вопросы, которые зависят не только от УК. На наш взгляд отдельные правовые акты, которые издаются местными органами власти, прямо противоречат российскому законодательству. Так, правила благоустройства Пскова в некоторых пунктах противоречат действующему Жилищному кодексу и некоторым постановлениям правительства».

Например, в псковских правилах есть понятия «прилегающая территория», «дворовая территория», которые, якобы, должны убирать компании – тогда как в Жилищном кодексе в их зоне ответственности указаны лишь «общее имущество» и «земельный участок» (а он определяется лишь после межевания).

Затем в письме шла речь о несправедливо пристальном внимании контрольного управления городской администрации именно к управляющим компаниям: «Оно может проверять нас столько раз, сколько вздумается. Ежемесячно составляются сотни протоколов – и в 90% они касаются именно УК». Мол, почему-то «контролеры» не проверяют, как соблюдаются правила благоустройства и содержания зданий жителями частного сектора, ответственными за содержание зданий тех же самых федеральных структур («у них на зданиях что, нет сосулек?»), или представителей ресурсоснабжающих организаций.

«Наша просьба (подчеркиваю, это не требование) – провести анализ, сколько протоколов составлено на УК, и сколько на лиц, ответственных за содержание других зданий – административных, промышленных и т.п», - отметил зачитывающий письмо директор одной из организаций.

К контрольному управлению были и другие претензии: «Я чего-то не помню, чтобы это подразделение хоть раз сверяло свои претензии с пунктами действующего договора управления, за соблюдение которых мы и должны отвечать».

Дальше опять заговорили о тарифах. Сначала – на уборку мусора. «Нас постоянно привлекают к административной ответственности за мусор у контейнерных площадок. Но причина в том, что нормативы рассчитаны таким образом, что в год на жильца должно приходиться менее 1,5 кубометров мусора, который он может выбрасывать, а на деле выходит более двух», - транслировал возмущение управляющих компаний их представитель. По его мнению, у проблемы плохой уборки возле контейнерных площадок три причины: заниженная кубатура, заложенная в тариф для населения, заниженная кубатура для владельцев торговых точек, расположенных внутри жилых кварталов, и злостные представители частного сектора, которые свозят во дворы свой мусор.

«Другая проблема – тарифы на содержание и ремонт общедомовых территорий», - продолжил выступающий. Он подчеркнул, что в них не учтены расходы ни на вывоз снега, ни на трехразовую косьбу травы – чего власти постоянно от УК требуют.

Кроме того, в этих тарифах рентабельность заложена на уровне 5% при официальной инфляции в 7%. «То есть заранее заложен убыток для организации, которая создана получать прибыль», - возмутился докладчик. - «Я считаю, что рентабельность должна быть заложена на уровне не менее 13%».

Наконец дошли до взаимоотношений с теми самыми ресурсоснабжающими организациями - «Псковэнергоагентом», «Псковскими тепловыми сетями» и «Горводоканалом».

«С первыми двумя нам кое-как удается договорится, а вот «Водоканал» затравил управляющие компании исками за долги населения. С нашей точки зрения муниципальное предприятие ведет нечестную игру, ведь одна из причин появления этих долгов – это передача долга населения управляющим компаниям в переходный период. При этом мы не получаем платежей, а значит не должны вести расчеты, и как следствие – отвечать за долги населения. Согласно Жилищному кодексу, за долги могут отвечать лишь те управляющие компании, которые получают плату за ресурсы», - заявил представитель «управляющей гильдии». – «В ряде случаев жильцы приняли решение платить непосредственно в ресурсоснабжающие организации. Однако те не хотят вносить изменения в договор на поставку своих ресурсов. В результате – постоянно иски. Мы считаем, что договора требуют пересмотра. Желательно создать согласительные комиссии, в состав которых надо включить депутатов, представителей администрации».

Также шел разговор и о капремонтах, для которых нужны целевые программы и софинансирование, о выполнении закона об энергосбережении (в законе отмечено, что управляющие компании обязаны заключить договора об установке общедомовых приборов учета лишь после рекомендаций и определения существенных условий таких договоров уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Заканчивалось обращение двумя предложениями: во-первых, перед рассмотрением Гордумой документов, затрагивающих интересы УК и ТСЖ, давать им проекты на ознакомление, чтобы вовремя можно было предложить важные правки, а во-вторых,  не требовать повсеместно сбивать сосульки (это портит кровлю и ведет к протечкам), а проводить такие работы только в действительно потенциально опасных местах.

Надо чаще встречаться

Выслушавший это обращение глава города Иван Цецерский по многим пунктам согласился со справедливостью претензий и поддержал идею создать специальную комиссию (или – рабочую группу) по обсуждению необходимых изменений в правилах благоустройства и тарифах.

«Я думаю, мы на рабочую группу возложим ряд других проблем – межевание, расценки, установка общедомовых приборов…», - добавил городской глава.

В результате решили, что руководить группой будет Александр Копылов, а собираться она будет не реже, чем 2 раза в месяц. По необходимости к работе в ней будут привлекать представителей смежных организаций, учреждений и ведомств.

Казалось бы, на этой ожидаемой ноте совещание могло и закончиться. Но слово взял руководитель «Горводоканала» Игорь Максимов. Он посетовал, что последние полгода все подобные вопросы решались не ежемесячных совещаниях «плечом к плечу» - видимо это означало, что подобное письмо он воспринимает как «недружественный акт». Впрочем, вряд ли его можно было упрекнуть здесь в необъективности.

«Меня как директора очень пугает эта цифра – у нас за год на 34% приросла дебиторская задолженность населения (это около 13 млн рублей плюсом к прошлым долгам к 50 млн).

Мы как донор всего мыслимого и немыслимого бюджета - а вроде как коммунальная организация. Так что с неплатежами мы будем бороться – прежде всего обращением в наш самый гуманный суд. Так было, так и будет», - четко обозначил позицию муниципального предприятия Игорь Максимов.

Затем участники встречи начали обсуждать проблемы установки общедомовых приборов учета, без которых не получить тех самых желанных миллионов из Фонда ЖКХ. Спор шел классический - о том, кто должен и кто будет платить.

Представители УК напирали на то, что собственники никогда не пойдут на самостоятельную установку общедомовых приборов учета: там, где они установлены, платежи в среднем выше в 1,5, чем по обычному тарифу. В связи с этим представители компаний высказали мнение, что установка таких приборов очевидно выгодна тем самым ресурсоснабжающим организацием – тем же «Псковским тепловым сетям».

Но руководитель МП «ПТС» Александр Коростелев лишь напомнил, что «нормативы не подталкивают жильцов устанавливать прибор учета, а более того – подталкивают выводить их из строя и платить по экономически необоснованному тарифу» и прозрачно намекнул, что у теплосетей денег нет – мол, до сих пор не проведена корректировка за 2010 год, когда стояла особо холодная зима. (Речь о пресловутом «13-м платеже», который прокуратуры уже повсеместно признают незаконным – однако г-н Коростелев настаивал на необходимости его проведения, заметив, что предостережение от прокуратуры получила лишь одна управляющая компания. Непонятно только, он считает, что у всех остальных есть какие-то другие «существенные условия», другое законодательство, по которому они работают, либо что «закон как дышло…»?)

«Если мы эту корректировку не проведем – о каких приборах идет речь? На их установку надо более 100 млн рублей!» - заявил директор «Псковских теплосетей».

Тут слово вновь взял его коллега Игорь Максимов: «Есть единственный вопрос, который помирил бы всех. Ведь управляющие компании – такие же как и мы, бедные люди. Но у каждой УК в числе находящегося в управлении жилья от 10 до 30% - это жилье муниципальное. Муниципалитет должен выделить какие-то субсидии на них»…

Кто-то тут же обронил сакраментальную фразу: «Так в бюджете денег нет»…

И уж никто не вспоминал, что бюджет формируется самими жителями, и долги муниципальных предприятий – это, в итоге, проблемы тех же жителей. Так что вопрос, по сути, сводился к классическому: из какого кармана достать деньги – из левого, или из правого?

Отвечать на него будет созданная «рабочая группа».

Сергей Васильев

ПЛН в телеграм
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 223 человека
Лента новостей