Новости партнеров
Недвижимость / АНАЛИТИКА

И вновь о тарифах на горячую воду

13.09.2011 13:44|ПсковКомментариев: 36

Изменение порядка расчета размеры платы за горячую воду вызвало у читателей Псковской Ленты Новостей массу вопросов, сомнений и недоумений. Буквально вчера в редакцию поступил «Интерактив: Счетчики на горячую воду нужно установить до 1 октября?», за комментарием к которому мы обратились в «Псковские тепловые сети». Так как и после этого у псковичей осталось очень много вопросов, то мы решили озвучить мнение главного редактора портала «ЖКХ Пскова», заместителя директора по правовым впоросам управляющей компании «Микрорайон №7» Сергея Корсакова

В сентябре 2011 г. МП г. Пскова «ПТС» обратилось к управляющим организациям города Пскова с просьбой довести до граждан информацию о том, что в соответствие с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в действующие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 с октября 2011г. изменяется порядок расчета размера платы гражданам за услуги горячего водоснабжения, как при наличии общедомовых приборов учета, так и при их отсутствии. Приводим текст данного обращения.

До внесения изменений в порядок расчета гражданам за горячую воду в многоквартирных домах, в которых установлены коллективные (общедомовые) приборы учета, а инди­видуальными приборами учета обору­дованы не все жилые помещения (квартиры), в соответствии с по­становлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммуналь­ных услуг гражданам» от 23.05.2006г. № 307 расчет размера платы за ком­мунальную услугу по горячему водоснабжению в поме­щении, не оборудованном индивиду­альными приборами учета, произво­дится исходя из норматива потребления и количества про­живающих в помещении лиц, а в по­мещении, оборудованном индивиду­альными приборами учета производится по формуле:

P ky 3i = VD : (Vп.p.+Vп.п.) * Vip * Tky

где VD – объем (количество) комму­нального ресурса (холодной воды, горячей воды), фактически потребленный за расчетный период, опре­деленный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб. м);

Vп.p. – суммарный объем (количе­ство)коммунального ресурса (холод­ной воды, горячей воды), потреблен­ный за расчетный период в помеще­ниях, оборудованных приборами уче­та (за исключением помещений об­щего пользования), измеренный ин­дивидуальными приборами учета (куб. м);

Vп.п. – суммарный объем (количе­ство)коммунального ресурса (холод­ной воды, горячей воды), потреблен­ный за расчетный период в помеще­ниях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нор­мативов потребления коммунальных услуг (куб. м);

Vi.p. – объем (количество) комму­нального ресурса (холодной воды, горячей воды), потребленный за расчетный период в i-том помеще­нии, оборудованном прибором уче­та (за исключением помещений об­щего пользования), измеренный индивидуальными приборами уче­та (куб. м);

Тky – тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установлен­ный в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения – руб./куб. м).

Из приведенной выше формулы вид­но, что разница между показаниями коллективного прибора учета и суммарным потреблением коммунального ресурса по индивидуальным приборам учета и нормативам должна распределяется между собственниками жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета. Основание - потребители, рассчитывающиеся по нормативам потребления, уже оплачивают расход ресурсов, потребленных на общедомовые нужды и технологические потери во внутридомовых сетях, так как они учтенные при установлении нормативов потребления.

В городе Пскове данный порядок расчетов не применялся по разным причинам, в том числе и потому, что в абсолютном большинстве регионов РФ ресурсоснабжающие и управляющие компании не спешили с его применением на практике, поскольку опасались судебных дел и разбирательств. Те же, кто нашел в себе силы и возможности применить при расчетах с гражданами данную формулу для распределения объемов, зафиксированных коллективными (общедомовыми) приборами учета (ОДПУ) оказались, как и следовало ожидать, в судах различных инстанций по искам граждан на незаконность доначисления объемов коммунальных ресурсов тем собственникам и нанимателям жилых помещений, которые установили индивидуальные приборы учета (ИПУ). К тому же, в некоторых регионах, в том числе в Москве, применяли иной, прямо противоположный вышеуказанному порядок расчетов за горячую воду в домах, оборудованных коллективным прибором учета и частично оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды. Согласно этого порядка расчета размера платы за горячую воду данная разница распределяется на граждан, не установивших в своих квартирах индивидуальные приборы учета. Законодатель, пытаясь «увязать» в одной формуле интересы всех заинтересованных лиц, внес изменения в формулу расчета гражданам размера платы за горячую воду в многоквартирных домах оборудованных коллективными приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.Суть изменений сводится к тому, что теперь при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета горячей воды разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления горячей воды во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома будет распределяться между всеми потребителями, проживающими в таком доме – пропорционально объему потребления коммунальных услуг внутри жилого (нежилого) помещения;

- оборудованного индивидуальным и (или) квартирным прибором учета – пропорционально показаниям прибора учета;

- не оборудованного индивидуальным и (или) квартирным прибором учета – пропорционально объему коммунальных услуг, определенному исходя из норматива потребления (для жилого помещения).

В соответствии с ч.16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Таким образом, внесенные Правительством РФ изменения в порядок расчета гражданам размера платы за горячую воду в многоквартирных домах оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, носят силу закона, так как внесены органом государственной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными Жилищным кодексом РФ.

Относительно многоквартирных домов, не оборудованных коллективными приборами учета ситуация иная. МП г. Пскова «ПТС» предлагают применять в расчетах с гражданами за горячую воду в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными приборами учета по аналогии ту же формулу, что и для домов, оборудованных коллективными приборами, а объем поставленной в многоквартирный дом за расчетный период горячей воды предлагается определять расчетным путем, исходя из количества зарегистрированных (проживающих) граждан и норматива потребления на одного человека, установленного для данной категории домов.

Суды разных инстанций, поддерживая данный порядок определения расчетным путем объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным прибором учета воды, исходили из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги Правительство РФ установило в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса. по следующей формуле:

P       = n   x    N   x   T , (3)
 ky.i        i          j         ky

где:

n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом
  i
помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги горячего
  j
водоснабжения и водоотведения- куб. м в месяц на 1 чел.;для электроснабжения -кВтgчас в месяц на 1 чел.);

T    - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный
  ky
в соответствии с законодательством Российской Федерации(для холодного водоснабжения,горячего водоснабжения иводоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения -руб./кВтgчас).

На основании этого суд делает вывод, что при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые, согласно приложению N 2 к Правилам N 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Так 22 сентября по делу № ВАС-5290/09 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. Применение к отношениям между предприятием (ресурсоснабжающим) и обществом (управляющая организация) пункта 16 Правил № 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении обществом (внутри многоквартирного дома). Поэтому объемы потребленных коммунальных ресурсов в домах, не имеющих общедомовых приборов учета, определяются исходя из количества зарегистрированных граждан (при этом граждане должны принять на веру, что проживание в доме цыганских таборов и таджикских кишлаков это все-таки редкая ситуация) и нормативов потребления, независимо от наличия у жителей таких домов индивидуальных приборов учета.

С уважением относясь к суду, отмечаем следующее:

Исходя из данной логики гражданам, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными приборами учета, не имеет смысла устанавливать индивидуальные приборы учета, так как их желание оплачивать горячую воду по факту потребления ровно ничего не значит, им все равно начислят плату исходя из норматива потребления. «Нормативщики» тихо радуются, сдавая свою жилплощадь роте гастарбайтеров и собирая дань исходя из количества голов. Нерадивая управляющая организация спокойно наблюдает за всем этим безобразием, более того, вода в подвале ее тоже не тревожит – больше норматива не начислят! Но это лирика, теперь по существу вопроса.

1. Никто положения ст.157 ЖК РФ не отменял. Жители многоквартирных домов вправе рассчитываться за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого показаниями установленных в квартире приборов учета.

2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 5290/09 о том, что ресурсоснабжающая организация вправе не принимать показания индивидуальных приборов учета воды, носит сугубо частный характер. Так, согласно материалам вышеуказанного дела, между МУП «Бердский водоканал» и ООО «Управляющая компания «Вымпел» (Новосибирская область) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, по условиям которого ООО «Управляющая компания «Вымпел» обязалось установить общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах в срок до 01.01.2007. Также условиями договора предусмотрено, что до установки этих приборов объем потребленной воды и сброшенных сточных вод определяется расчетным путем исходя из утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения. Поскольку управляющая компания не выполнило свои обязательства в срок (не установило ни один общедомовой прибор учета), суд определил, что МУП «Бердский водоканал» правомерно начислял плату за питьевую воду и прием сточных вод по оговоренным в договоре нормативам. Суд просто не может принять другого решения при наличии в договоре условия об определении количества поставленной воды исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных в доме граждан.

  1. Внесенные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» изменения в действующие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 с октября 2011г. изменяют порядок расчета размера платы гражданам за услуги горячего водоснабжения, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета и наличии в отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборами учета. В расчеты за горячую воду с гражданами в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета данное постановление Правительства РФ никаких изменений не внесло.

  2. Никто, кроме правительства РФ не вправе вносить изменения в порядок расчета размера платы гражданам за коммунальные услуги.

  3. На самом деле, никакого расчетного способа определения объем коммунального ресурса, фактически потребленного в многоквартирном доме за расчетный период нет и быть не может. Только коллективный прибор учета позволит определить точно, сколько воды за конкретный месяц фактически потреблено в многоквартирном доме. Все остальные рассуждения – от лукавого. А для исключения остальных вопросов по расчетам за коммунальную услугу горячего водоснабжения необходима установка индивидуальных приборов во всех помещениях, используемых гражданами. Только путь этот, исходя из Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в том виде, в котором он существует, долгий и сложный. А пока законодатель с целью снизить накал страстей, связанных с вопросами граждан во всех инстанциях по расчетам за коммунальные услуги, в срочном порядке пытается эту плату за коммунальные услуги разделить. В Постановлении от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ обязало Министерство регионального развития Российской Федерации в 3-месячный срок представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В самих Правилах уже даны формулы расчета размера платы гражданам, учитывающие предстоящие изменения порядка расчетов за коммунальные услуги. И в Жилищный кодекс уже внесены изменения в статью 155, предусматривающие внесение гражданами платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении отдельно от платы за коммунальные услуги, потребленных с использованием общего имущества.

Так что инициатива МП г. Пскова «ПТС» запоздалая, а с учетом вышеуказанных инициатив Правительства РФ, временная.

Насколько улучшит МП г. Пскова «ПТС» свое финансовое положение и улучшит ли вообще, если предлагаемый им порядок расчетов будет реализован, в данной статье не рассматривается. Исходя из существующих договоров на поставку тепловой энергии и порядка расчетов, который предполагается изменить, причем на неопределенный промежуток времени, на улучшение финансового положения рассчитывать стоит едва ли. С другой стороны тот факт, что МП г. Пскова «ПТС» несет потери при продаже коммунального ресурса – горячей воды и обязано принимать срочные меры для исправления существующего положения дел сомнений не вызывает. Понятно, все, что связано с увеличением платы за коммунальные услуги вызывает много вопросов и возражений, но если все будет в рамках закона, то действия МП г. Пскова «ПТС» «обречены» на успех.

Сергей Корсаков

Материал подготовлен редакцией портала ЖКХ Пскова (ООО «Новая редакция») совместно с Ассоциацией предприятий и организаций ЖКХ города Пскова и Псковской области.

 

ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей