Комиссия Ростехнадзора о расследовании несчастного случая со смертельным исходом
Трагедия в Пскове, когда в лифте дома по улице Ижорского батальона, 45 погибла девочка, произошла 9 августа. Полтора месяца понадобилось комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора, чтобы тщательно расследовать все возможные причины произошедшего несчастного случая. И вот комиссия завершила свою работу. Сегодня о результатах расследования мы беседуем с председателем комиссии начальником отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Сергеем Касаткиным.
Лифт «слепили» из того, что было…
- Сергей Викторович, чтобы докопаться до истинных причин произошедшей трагедии какой объем работы пришлось комиссии выполнить?
- Все материалы проведенного комиссией расследования занимают около 500 страниц. Наша работа соответствующими приказами дважды продлевалась. Это было вызвано необходимостью дождаться ответов на сделанные нами запросы на заводы-изготовители и самого лифта, и диспетчерского комплекса «Обь».
Кроме того мы назначили проведение независимой экспертизы по определению технического состояния лифта, в котором произошел несчастный случай со смертельным исходом. Для этого привлекли экспертную организацию из Санкт-Петербурга. По результатам экспертизы и был оформлен Акт о техническом состоянии лифта.
- К каким же выводам пришла комиссия после исследований причин, которые могли привести к той трагедии?
- На основании собранных нами неопровержимых доказательств можно смело утверждать, что тот злосчастный лифт был изначально собран из отдельных комплектующих узлов и агрегатов. Как говорится, его «слепили» из того, что было.
Как показала проверка, паспорт на эту опасную самоделку был поддельным. Вернее, он вообще отсутствовал. Вместо него есть так называемый дубликат, в который внесены данные не соответствующие действительности. На наш запрос завод-изготовитель ответил, что данный лифт не производил и в Псков не отправлял…
Страшные тайны становятся явью
- Это только начало вскрытых комиссией страшных тайн в этой темной истории с трагическим концом?
- Да, это действительно так. 15 августа представитель Ростехнадзора со следователем следственного управления по Псковской области выехали для сбора необходимой информации в диспетчерскую «Псковлифтсервиса». На момент их прихода вся информация о том несчастном случае из компьютера была удалена. В тоже время диспетчерский комплекс «Обь» позволяет в автоматическом режиме сохранять всю информацию и сигналы, поступающие от лифтов, а также переговоры диспетчера с пассажирами.
В журнале, заполняемом вручную диспетчер про тот несчастный случай сделал только одну запись. А комиссия установила, что в тот вечер было неоднократное отключение данного лифта. Но об этом в журнале нет, ни слова.
- А как же обслуживали и эксплуатировали этот лифт?
- Техническое обслуживание его было, мягко говоря, некачественное. Например, в журнале указано, что электромеханик осматривал этот лифт 17 июля 2012 года и никаких замечаний и недостатков не выявил. Это говорит о преступной халатности при выполнении своих служебных обязанностей некоторыми сотрудниками «Псковлифтсевиса». И судя по всему, предпосылки к этому создавались давно. Например, последнее периодическое техническое освидетельствование данного лифта было проведено в октябре 2011 года. Согласно заключению о результатах того освидетельствования «Эксплуатация лифта соответствует требованиям технического регламента «О безопасности лифтов». Тогда по договору с «ЖЭУ-16» специалисты ЗАО «Инженерный центр КПЛ» совместно с ИТР «Псковлифтсервиса» выявили в том злополучном лифте только два нарушения: «отсутствует табличка по обслуживанию на 1-м этаже и не действует сигнал «Занято» на первом этаже».
По решению комиссии экспертная организация «ИКЦ «Техэксперт сервис» в конце августа 2012 года провела независимую экспертизу лифта, расположенного в д.45 по улице Ижорского батальона. В отличие от освидетельствования, проведенного год назад, независимые эксперты выявили на данном лифте 29 серьезных нарушений. Из них – 26 технического характера. Экспертиза доказала, что большинство выявленных технических нарушений были и при проведении предыдущего обследования того лифта. Вот так тайное становится явным…
Независимые эксперты пришли к выводу, что лифт находится в состоянии, не допускающем его безопасную эксплуатацию. Десять серьезных технических неисправностей, указанных в акте экспертов могли, по их мнению, повлиять на создание аварийной ситуации и привести к несчастному случаю.
Отдельно нужно сказать по монтажу и последующей эксплуатации «Псковлифтсервисом» диспетчерского комплекса «Обь». К его монтажу должны были привлекаться специалисты завода-изготовителя, или допущенные к этому представители сервисных предприятий. В «Псковлифтсервисе» эти требования проигнорировали. Монтаж комплекса и его последующую эксплуатацию вели собственными силами. Обучение и стажировку его работники не проходили. В результате в работу диспетчерского комплекса были задействованы такие недопустимые функции, как дистанционное включение лифта с диспетчерского пульта. Это категорически запрещено делать существующими правилами. Комиссия определила, что одно такое дистанционное включение того лифта в день трагедии тоже было проведено.
Чтобы лифт не стал катафалком
- В связи со всеми выявленными комиссией безобразиями, что можете сказать о тех организациях, которые должны отвечать и за безопасность эксплуатации лифтов, и за их качественный и своевременный ремонт?
- Руководители «Псковлифтсервиса» должным образом не контролировали качество и своевременность выполнения работ ответственными инженерно-техническими работниками, электромеханиками, диспетчерами и лифтерами. Специалисты этого предприятия тоже допустили много не только промахов, но и откровенного попустительства, которое и привело к трагедии.
Странную чуть ли не стороннюю позицию занимает и «ЖЭУ-16», которая обязаны осуществлять на своих объектах производственный контроль за деятельностью «Псковлифтсервиса». Управляющая компания по непонятным причинам самоустранились от этой важной работы, что недопустимо.
- Каковы дальнейшие действия вашей комиссии?
- Говорить о конкретных виновниках произошедшего несчастного случая со смертельным исходом преждевременно. Все собранные материалы комиссия передала в следственное управление по Псковской области Следственного комитета России. Там в рамках возбужденного уголовного дела уже идут следственные действия.
- Что комиссия считает необходимым предпринять, чтобы подобные трагедии не повторялись?
- Для принятия необходимых мер, мы направили свой Акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом в Администрацию Пскова. В нем предложено провести конкретные мероприятия, чтобы избежать таких трагедий в будущем. Надеемся, власти муниципалитета примут все меры для того, чтобы пассажиры лифтов в жилых домах чувствовали себя в безопасности.
Предстоит большая работа и с управляющими компаниями, и с «Псковлифтсервис». И тут только заменой отработавших свое лифтов не обойтись. Можно и нужно правильно эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать имеющиеся пассажирские лифты в жилых домах. Вот на это и надо нацеливать общие усилия.
- В этой связи поясните, Федеральная служба Ростехнадзора сейчас осуществляет государственный надзор за состоянием пассажирских лифтов в жилых домах?
- К сожалению, пассажирские лифты в жилых домах выведены из под действия Федерального Закона №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым руководствуется в своей деятельности наша служба. Поэтому контроль и надзор за ними мы не осуществляем. В связи с этим, вся ответственность за безопасную эксплуатацию пассажирских лифтов в жилых домах ложится на местные органы власти и управляющие организации. И это сделать им вполне по силам, было бы желание…
Беседовал Юрий Кустов